«Ыбырай Алтынсариннің қалдырған ізі мәңгілік өшпес» «Творчество оставленное Ибраем Алтынсарином бессмертна» «The trail left by Ybyrai Altynsarin is eternal»

Андатпа: Ыбырай  Алтынсарин көзі  тірісінде  қазаққа мәшһүр  болған  талант  иесі.  Оның  ұлылығының  сыры  ақындығында.  Ақындық  тұла бойына  тұнған, өз  заманының  жаршысы,  халық  жалауын  желбіреткен  туы  болды  десек  артық  айтқандығымыз  болмас. Қазақ  даласына  шам  болып,  жарқырап  білім  нәрін  шаша  білген,  ең алғашқы  рет  қараңғы қазақ  жеріне  білім  тұқымын  сепкен  адам  болатын.  Ыбырай  Алтынсарин қазаққа неге  керек  екенін  жақсы  білді.  Қараңғы  тар қапастың  бодауына  түскен  қазақты  құтқарып,  жарық  жерге  жетелей  алып  шығу  Ыбырайға  жүктелгендей  еді

Аннотация: Ыбырай Алтынсарин — талантливый казах, прославившийся еще при жизни. Секрет его величия кроется в его стихах. Без преувеличения можно сказать, что поэт был вестником своего времени, флагом, развевающим знамя народа. Он был человеком, который был маяком в казахских степях, сияющим знанием, и впервые посеял семена знания в темной казахской земле. Ыбырай Алтынсарин знал, зачем он нужен казахам. Ыбырай показалось, что его долг — спасти казаха из темной клетки и вывести его к свету.

Annotation: Ybyrai Altynsarin is a talented Kazakh who became famous during his lifetime. The secret of his greatness lies in his poetry. It is no exaggeration to say that the poet was a messenger of his time, a flag waving the banner of the people. He was a man who was a beacon in the Kazakh steppes, shining with knowledge, and for the first time sowed the seeds of knowledge in the dark Kazakh land. Ybyrai Altynsarin knew why the Kazakhs needed him. It seemed to Ybyray that his duty was to save the Kazakh from the dark cage and lead him out into the light.

Кілт сөздер: Ыбырай Алтынсарин, өшпес тұлға, шығармашылық, ақын, ағартушы, ұстаз.

Ключевые слова: Ибрай Алтынсарин, бессмертная личность, творчество, поэт, просветитель, педагог.

Keywords: Ybyrai Altynsarin, immortal personality, creativity, poet, educator, teacher.

 

Ибрай Алтынсарин – педагог-просветитель, народный писатель, гениальный художник, выдающийся общественный деятель, поэт, писатель-новатор, неутомимый предвестник нового времени, поднимающий самые важные вопросы своего времени. Ибрай Алтынсарин оставил глубокий след в истории казахского просвещения и становления национальной школы. [1]

Цель образовательной системы — помочь своему народу, донести свою страну до развитых стран. Поэт считал, что молодежь тратит знания на благо народа, страны. Ибрай Алтынсарин уделял особое внимание роли матери в воспитании ребенка. Он прекрасно описал свою материнскую любовь, свою лучшую деятельность в воспитании детей. Сказали, что первое воспитание ребенок получает от мамы, так как ребенок является частичкой ее.

Ибрай не только призывает казахскую молодежь учиться и учиться, но и быть, оставаться человеком – призывают к нравственности, любви к труду, быть энергичными, находчивыми, добрыми. «В любых своих произведениях Ибрай призывал учеников быть честными, отзывчивыми, трудолюбивыми, творческими гражданами, избегать чуждого характера. Понимая, что будущее казахского народа только в искусстве– знании, Алтынсарин сталкивался с различными препятствиями в реализации своих замыслов, но упорно преодолевая их, сумел реализовать свою цель», – сказал литературовед, писатель А. Дербисалин.

Его содержательные и выразительные лирические стихи, короткие и трогательные рассказы занимают неизгладимое место в истории казахской литературы. Ибрай Алтынсарин открыл в казахской степи первую школу нового направления, пропагандировал обучение казахских детей, был педагогом, человеком высоконравственным, воспитанным. Веря в будущее своего народа, просветитель, считавший, что он должен быть образованным и  много трудился над этим. Произведения И. Алтынсарина, наложившие свой отпечаток на литературу как поэта и писателя, не утратили актуальность.[2]

Ибрай Алтынсарин был основателем казахской педагогики, основоположником казахской детской литературы. Алтынсарин выдвинул идею соответствия воспитания детей нации исторической национальной специфике жизни и быта своего народа. Кроме того, он с надеждой смотрел на светлое будущее казахов. Ибрай хотел и смог добиться того, чтобы программа обучения в  школах была в каждой сельской школе. К слову, он подчеркнул, что грамотность казахского общества не должна отставать только на начальном уровне.

После открытия школы великий казахский педагог-просветитель обратил внимание на необходимость учебных пособий, необходимых для обучения. Поэтому И. Алтынсарин написал «учебное пособие» для казахских детей, взяв за основу азбуку, учебники таких педагогов, как Ушинский, Паульсон, Водовозов, Бунаков.

Следует отметить, что не только поэзия поэта, но и написанные им небольшие рассказы имели место в литературе. Потому что до его эпохи не было ни одного труда, признанного детской литературой. И. Алтынсарин впервые включил рассказы, написанные для детей, в свои собственные стихи и включил их в хрестоматию. В этих коротких рассказах он призвал молодых учеников к гуманности, гуманности и братству, честному труду и справедливости, порядочности и спокойствию, внимательности и свободному усвоению знаний.

Одна из особенностей рассказов Ибрая-пример бытовой жизни казахского народа, который внес необходимый вклад в процветание следующего поколения. Основное содержание рассказов Ибрая: приобщение детей к знаниям, искусству, нравственности и воспитанию. Он считал, что ярлык на овладение знаниями и искусством, необходимыми для страны, реализуется через постоянные школы. Поэтому просветитель призвал казахский народ заниматься земледелием, чтобы прожить жизнь хорошо. В своих рассказах особое внимание уделяется доказыванию излишества оседлости. Например,» Кипчак Сейткул»,»Юрта и деревянный дом».[3]

В заключении хочу написать,Ибрай Алтынсарин-писатель-реалист, педагог-просветитель, основатель казахской детской литературы, первый гениальный человек, который боролся за чистоту языка. Выдающийся ученый-литератор К. Жумалиев в своем научно — исследовательском труде «Казахская литература XYIII — XIX веков» дает оценку педагогическому писателю: ученый, вышедший в XIX веке из казахской степи, достигший русской и европейской культуры, возведенный в ранг народного просветителя, педагог, поэт и писатель Ибрай Алтынсарин трудился и боролся за будущее своего народа». След, оставленный великим учителем, вечен, и поэтому он дает знания нашим ученикам, которые в свое время мечтали о нем. В этом году исполняется 180 лет со дня рождения великого учителя. В этой связи в нашей школе проводятся различные мероприятия, конкурсы. Наши ученики пишут эссе, заучивают стихи великого учителя, пишут научные работы.

Как сказал наш дед Алтынсарин « Хороший учитель мне дороже всех, потому что учитель-сердце школы». Произведения Ибрая Алтынсарина, признанные своей нравственной жизнью, неустанным поиском, разносторонним талантом, занимают огромное место в истории казахской литературы.

Человек, чье имя распространилось по всему миру,не знающий человека, чье имя широко распространено, наверное, не меньше казахского народа. Ибрай Алтынсарин при жизни был обладателем таланта и творчества. Тайна его величия в поэтике. Не будем преувеличивать, что поэтический человек-это знамя, ставшее предвестником своего времени, развевающее народный флаг. Это был человек, который впервые посеял семена знаний на темной казахской земле. Ибрай Алтынсарин прекрасно знал, зачем он нужен казаху.[4]

 

Использованная литература:

1.Ы. Алтынсарин «Избранные произведения», Академия наук КазССР, 1957 г
2. Ы. Алтынсарин «Даланың оятқан қоңырау иесі», Қостанай, 2001 ж.
3. Ы. Алтынсарин, «Даланың алып қоңырауы», Қостанай, 1991 ж.
4.Э. Дербісалин, «Ы. Алтынсарин-өмірі мен қызметі туралы» 1965 ж.

Кукеева Бахыткуль Арипбаевна 

Шымкент қаласы білім басқармасының № 21″Ертарғын»  бөбекжай бақшасы Орыс тілі пәні мұғалімі

 

Оқи отырыңыз... Авторлық мақалалар

Пікір қалдыру

Сіздің E-mail-ңыз жарияланбайды.